Франчайзинг

Франчайзингом называют смешанную форму крупного и мелкого предпринимательства. При этом крупные «родительские» корпорации или компании (франчайзеры) договариваются с мелкими «дочерними» фирмами, компаниями или бизнесменами (франчайзи) о праве привилегии действовать от имени франчайзера.

Мелкая фирма при этом обязуется осуществлять свою деятельность только в форме, оговоренной «родительской» фирмой, в течение конкретного времени и в предписанном месте. Франчайзер же, в свою очередь, обязуется поставлять франчайзи товары, технологии, оказывать различное содействие в бизнесе.

Франчайзинг в общем смысле является «арендой» коммерческого обозначения или товарного знака. Порядок использования франшизы оговаривается в договоре между франчайзи и франчайзером. Его содержание может быть различно, от простого до очень сложного, содержащего мельчайшие подробности о использовании товарного знака. В договоре, как правило, регламентируется сумма фиксированной, единоразовой за определенный период либо процентной от продаж, оплаты за пользование франшизы. Не исключается и отсутствие требования отчислений, но в этом случае франчайзи вменяется покупать в определённом объёме товар, работу или услуги у франчайзера.

Отдельно в договоре могут оговариваться условия пользования товарным знаком или брендом. Требования эти бывают как очень простыми (использование бренда в определенной отрасли), так и довольно жесткими (вплоть до использования в магазине оборудования в неукоснительном соответствии требованиям франчайзера, от униформы персонала до цвета и размеров стеллажей).

Родоначальником современного франчайзинга по праву считается основатель известной во всём мире «Singer Sewing machine company» компании Исаак Зингер. Система продаж и обслуживания выпускаемых им швейных машин стала прототипом системы франчайзинга. Фирма Зингера с 1851 года начала заключать с дистрибьюторами письменный договор о передаче франшизы. В соответствии с договором предоставлялось право продажи и ремонта швейных машинок на строго определённой территории США.

До организации первой в мире франчайзинговой системы, налаженное Зингером производство швейных машин поддерживало самые конкурентные цены. Создание франчайзинговой системы позволило наладить необходимую систему сервиса, организующую ремонт и обслуживание и машин на всей территории Штатов.

В Украине франчайзинг скорее редкость, чем обыденность, так как цена вопроса не по карману порой да же среднему бизнесу или хорошо обеспеченному физ. лицу. По этому как правило, начинающий предприниматель пытается скопировать чужую действующую бизнес модель и работает «под собственной вывеской». Некоторым удается остаться на рынке, некоторые теряют все.

Добавить комментарий

XHTML : Вы можете использовать теги : <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Комментарий будет опубликован после проверки администратором



Яндекс.Метрика